Первый раз в школу

Перед тем как отправить ребенка первый раз в школу, родители стараются подготовить его к новому и очень ответственному этапу жизни. Как лучше это сделать, и на что следует обратить внимание в первую очередь?

Первый раз в школу: волнения и новые надежды

1 сентября – торжественный и очень ответственный день для любой семьи. Малыш идет впервые школу! Тревожатся и переживают все родственники, ведь маленький человек начинает новый этап своей увлекательной жизни – этап, полный новых впечатлений, знакомств и интересных событий.

Как подготовить ребенка к школе?

Формальная подготовка ребенка к школе заканчивается, как правило, задолго до знаменательной даты: куплены учебники, тетрадки и яркие пеналы. Найдены ответы на все важные вопросы: какой должна быть школьная форма, и какая модель ранца более полезна.

Однако далеко не все родители обращают внимание на психологический фактор этого волнующего события. Между тем, самое главное, о чем стоит задуматься, отправляя ребенка первый раз в школу – именно психологический аспект. Ведь маленький ученик меняет свой привычный образ жизни, ему придется стать полноправным членом незнакомого детского коллектива.

Ощущения малышей в этот период сродни тревогам взрослого человека, поменявшего место работы. Даже опытные и уверенные в себе люди не могут не задумываться о том, как сложатся отношения с коллегами, насколько быстро пройдет привыкание к новым обстоятельствам. А ребенок с неустоявшейся и очень ранимой психикой переживает смену коллектива еще острее. Именно поэтому малыша гораздо важнее подготовить к школе морально, т.е. сформировать правильное отношение к учебному труду, к возможным трудностям и неудачам.

Адаптация первоклассников: возможные трудности

Сложности, с которыми может столкнуться ребенок в этот переломный момент своей жизни, психологи связывают с множеством факторов. Условно проблемы первоклассников можно выделить в несколько групп.

  • Изменяется образ жизни и режим дня, увеличивается психоэмоциональная нагрузка, а физическая активность, так необходимая детям, снижается. Ежедневные учебные занятия приходят на смену веселым играм. Работа на уроке и выполнение домашнего задания потребует от ребенка дополнительных умственных усилий, непривычной активизации внимания.
  • В школе маленького человека встретит новый коллектив, состоящий из незнакомых взрослых и детей. Ему нужно будет научиться выстраивать правильное общение как с педагогами, так и со сверстниками. Практика показывает, что новый детский коллектив формируется весьма непросто. Для многих шестилеток социальная адаптация становится крайне сложной, ведь он должен будет подчиняться учебной дисциплине и усвоить школьные нормы поведения.
  • Некоторые ребята не сразу соглашаются с мнением учителя, их может раздражать неопределенность представлений о требованиях педагога и своих новых обязанностях. Ребенок начнет устанавливать определенную дистанцию в отношениях с учителем. Новизна и некоторое недопонимание происходящего вокруг довольно часто вызывает у первоклассников состояние внутренней напряженности.

Вышеперечисленные обстоятельства могут вызвать у маленького ученика состояние настороженности, тревоги и эмоционального дискомфорта. Здесь важно не допустить усугубления проблемы, чтобы не искать потом ответы на вопросы: почему ребенок не хочет читать книги или почему он плохо учится?

Взрослым следует четко уяснить, что процесс адаптации невозможно предупредить или отменить. Просто родителям нужно постараться, чтобы этот период прошел как можно быстрее и эффективнее.

Первый раз в школу: советы родителям

Внимательные родители понимают, что их ребенок очень нуждается в помощи и поддержке. Приятные хлопоты по сбору маленького члена семьи в школу не должны отвлечь пап и мам от столь актуальной темы. Даже если малыш не озвучивает своих страхов и сомнений, заботливые родители знают, что они есть.

Полезные советы родителям будущих первоклашек:

  • с ребенком необходимо беседовать о том, что такое школа, какие там правила, зачем вообще нужно учиться – так родители помогут сформировать «позицию школьника»;
  • нужно развивать у малыша способность внимательно слушать, точно и быстро выполнять задания, управлять эмоциями, а также чаще играть с ним в развивающие игры
  • следует формировать у ребенка навыки общения: после любого конфликта с ровесником или взрослым его нужно не только пожалеть, но и вместе обсудить причины и пути решения ситуации;
  • малыша необходимо научить задавать вопросы, не стесняясь, а также корректно высказывать свое мнение;
  • следует заранее выстроить режим дня, максимально приближенный к школьному;
  • если ребенок не слушается, то не стоит торопиться и сразу же наказывать его, нужно сначала разобраться, в чем причина непослушания.

Немаловажное значение имеет физическое состояние здоровья будущего школьника. Его организм должен окрепнуть и быть готовым к нагрузкам, связанным с новым режимом дня. Огромную роль тут может сыграть закаливание и укрепление иммунитета.

Результаты, как правило, стоят приложенных усилий: ребенок любит ходить в школу, с удовольствием делает уроки, его не беспокоят страхи и неуверенность в себе, он быстро приобретает новых друзей и хорошо ладит с учителями. Ну, а совместные усилия педагогов, родителей и детей помогут избежать многих проблем в обучении и поведении школьника.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.