Развитие способностей с детства – залог будущей успешной жизни. Конечно, в какой степени воспользоваться своими способностями, человек решает сам. Но задача родителей – развить максимально способности ребенка, чтобы предоставить ему возможность в дальнейшем принимать решения.
Определимся сначала, что же это такое – способности. Это особенности.
- Индивидуальные, которые делают человека непохожим на остальных.
- Психологические, которые отличают одного человека от человека другого.
- Профессиональные, которые регулируют степень успешности выполнения той или иной деятельности.
- Социальные, которые демонстрируют уровень социализации человека.
Способности не сводятся к знаниям, умениям и даже навыкам, к уровню образования и порогу образованности. Это строго индивидуальная характеристика, которая весьма подвижна и подлежит непрерывному развитию.
Почему развитие способностей наиболее важно в детском возрасте? Чем сильнее у ребенка развиты способности, тем ему проще справляться с задачами самого разного характера, которые человеку с рождения преподносит жизнь.
Содержание:
Что можно развивать у малыша?
- Интеллект – способность малыша адаптироваться, которая обнаруживает себя в конкретных ситуациях, когда человечек вступает в познавательный контакт. А также способность решать, применяя имеющиеся знания, разнообразные задачи.
- Креативность – способность не просто пользоваться своими знаниями, а преобразовывать их в иное качество, задействуя воображение и фантазию.
- Обучаемость – способность постоянно приобретать и приумножать новые знания.
Как можно развивать способности ребенка?
Интеллект
- Прежде всего, нужно помнить, что наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в возрасте от двух до двенадцати лет.
- Второе правило – можно по-разному развивать способности, но самое главное и общее – эмоциональная поддержка малыша на всех этапах развития.
- Интеллект ребенка непрестанно повышается, когда родители предоставляют ребенку возможность самому развивать свои способности, а не только контролируют и исправляют то, что ребенок сделал. То есть, в процессе развития способностей участвуют две стороны – вы и ваш ребенок.
- Вера, спокойствие, терпение. Эти три составляющие – три «кита», на которых держится процесс развития способностей. Умственные способности ребенка будут неустанно расти, если родители предъявят ему систему требований и будут неуклонно следовать ей и следить, чтобы ребенок ее выполнял. Требования – необходимейшее средство воспитания. Через них родитель сообщает малышу, как вести себя, чтобы стать в жизни успешным. Свои ожидания вы должны сформулировать раз и навсегда.
- Поощрение – лучшая мотивация для выполнения требований. И повышенная самооценка. Не бойтесь завысить ее. «Планка» всегда должна быть чуть выше, чем малыш может. Повышайте его самооценку и поддерживайте всегда на высоком уровне.
А на практике, ежедневно:
- играйте с ребенком в разные игры;
- занимайтесь совместными делами;
- привлекайте его к обсуждению бытовых вопросов и решению насущных семейных проблем;
- не старайтесь сразу удовлетворять все прихоти малыша – оставьте ему время и возможность помечтать.
Креативность
Для развития креативности, прежде всего, необходимо умение мыслить не так как все, нестандартно, творчески. Также важно умение быстро переключаться с одной идеи на другую. Развивать следует и многосторонний подход – способность выполнять одну задачу по-разному, искать другие пути решения.
Как правило, креативность ребенка доставляет немало хлопот родителям. Им некомфортно, когда они не знают, чего ожидать от малыша. Но неожиданность и нестандартность решений – главный признак креативности. Поэтому, родители, возьмите себя в руки, поменяйте свой подход к ребенку и радуйтесь любой неожиданности, которую он вам преподнесет.
Креативность развивается ускоренными темпами в течение двух сенситивных периодов:
- 3-5 лет (хорошо задействовать сюжетные игры);
- 10-12 лет (развитие культурной креативности).
Обучаемость
Предпосылкой для обучаемости, разумеется, служит интеллект. Значит, обучаемость малыша развивается лучше всего в общении со взрослым.
Для развития способности к обучаемости:
- задавайте ребенку вопросы;
- разговаривайте с малышом обо всем: природе, людях, событиях, явлениях;
- побуждайте малыша думать и анализировать, вспоминать и быть внимательным;
- всегда ждите от малыша отклика, ответа, не торопите его;
- не бросайте начатую тему, начатое дело – доводите все до конца, будьте последовательны;
- обсуждайте с малышом результаты проделанной работы, выполненного задания;
- вместе исправляйте ошибки, которые вы вместе допустили и вместе обнаружили.